Содержание

Описание




ГАЗ-3102 «Волга» — легковой автомобиль, выпускавшийся серийно с конца 1981 по 2009 год Горьковским автомобильным заводом. Дальнейшая модернизация модели ГАЗ-24.

Созданной как модернизация а/м ГАЗ-24, автомобиль планировался как ее замена. Однако по целому ряду политических и экономических причин данный проект стал не массовым автомобилем, а ограниченной серией (около 3 тысяч автомобилей в год), в роли служебного автомобиля советской номенклатуры среднего звена.

Хотя ГАЗ-3102 собирался ограниченной серией, тем не менее за 27-летний период производства была создана масса модификаций и проектов. Помимо того, что решения ГАЗ-3102 легли в основу "промежуточных" ГАЗ-24-10 и ГАЗ-31029, сама "двойка" прошла целый ряд изменений.

Первый поток (1981-1992)

Относительно ГАЗ-24, в окончательной конфигурации 1981-го года Волги имели следующее особенности:

  • Двигатель ЗМЗ-4022.10 с форкамеро-факельной системой зажигания, 12 клапанов, трехкамерный карбюратор К-156. Максимальный крутящий момент (185 Н/м при 2500-3000 об/мин) и литровая мощность (105 л.с./2,445 см.куб), улучшена топливная экономичность (на 10-15%), уменьшена токсичность выхлопных газов (на 20-75%), увеличен межремонтный ресурс.
  • Масляный радиатор повышенной теплоотдачи.
  • Система ступенчатого пуска воздуха (ССПВ). При движении в режиме торможения двигателем предотвращала образование бензиново-воздушной смеси в системе выпуска. Состоит из вакуумного выключателя, двух электромагнитных клапанов и электронного блока управления.
  • Расположен за задним мостом в багажнике топливный бак на 70 литров. Тем самом достигается лучшее давление в топливной магистрали (бак выше бензонасоса), отсутствует внешняя коррозия бака, улучшена полезная площадь в багажнике, запасное колесо спрятано в нишу, улучшена пассивная безопасность при ударах сзади.
  • Главная передачи трансмиссии – 3,9 вместо 4,1. Улучшенная динамика разгона (16 сек. до 100 км/ч) и максимальная скорость (150 км/ч).
  • Тормозная система. Спереди - дисковые тормоза с четырехпоршневой скобой. Два тормозных контура (первый - задние колеса и малые поршни спереди, второй – большие поршни спереди). Вакуумный усилитель.
  • Передняя подвеска. Ширина колеи передней оси – 1510. Увеличен угол наклона шкворня до 4-6 градусов. Колесные диски имеют положительный вылет 16. Улучшенная курсовая устойчивость автомобиля.
  • Задняя подвеска. Увеличена колея (поставки под дисками и положительный вылет).
  • Шины. Широкопрофильные, радиальные, бескамерные размерностью 205/70 r14.
  • Система струйной очистки фар.
  • Обогрев заднего стекла.
  • Электропроводка запитана через разгрузочное реле (контактор КТ125).
  • Новая эргономика и отделка салона.

Но уже со следующего, 1983-го появились первые изменения. В основном они касались заменой дорогих рукодельных украшений на более дешевые подвергающие массовому выпуску. Так первоначальные накладки вытяжной вентиляции на задней стойки состояли из детали со скругленными краями, окрашенной утопленной металлической поверхностью и пластиковой эмблемой с защелками. Ее заменили на цельную деталь с острыми краями. Хромированные от ГАЗ-24 крючки фиксации противосолнечных козырьков заменили на черные от ГАЗ-14. Также на задние двери первых ГАЗ-3102 ставили подлокотники позаимствованные от ВАЗ-2103. Однако выяснилось, что в жигулевский подлокотник не пролезала ладонь и с нее соскальзывал локоть, что привело к их замене на собственные.

Следующие изменения произошли в 1985-м году были в основном внешние. Передний государственный регистрационный знак первоначально находился на откидной площадке под бампером. С 1985-го года новые бампера выпускались с раздельным резиновым молдингом с хромированной подложкой под номер. Изменилась и решетка радиатора с эмблемой, первоначально состоящая из трех частей стала выпускаться как одна, а ГАЗовская эмблема имела уменьшенную форму. Также изменились переднее крылья, которые получили повторители поворотников. А декоративную накладку на выхлопную трубу перестали ставить.

После окончательного осваивания в 1986 автомобиля ГАЗ-24-10, многие из ранее редких деталей стали массово производимые, но в упрощенной форме. Для дальнейшего удешевления производства, часть из них "вернулась" на ГАЗ-3102. Яркий пример - двери, которые теперь были одинаковы для обеих Волг. Если ранние 3102-е имели светящейся габарит, то теперь его место занял прямоугольный катафот. Внутри у рычагов открытия дверей пропал металлизированный кант с подкладки, а хромированные из сплава ЦАМ-4 ручки подъема окон, стали целиком пластиковыми. Аналогичным образом изменились передние углы заглушек дверей, крашенные и хромированные детали заменены на пластмассовые как внутри так и снаружи салона.

Изменилась и приборная панель, чьи переключатели приборов лишились металлизированной окантовки. А рукоятка рычага переключения передач стала мягкой без крашенной схемой переключения. Опорная планка передних сидений ГАЗ-3102 имела алюминиевый лист обклеенный винилом, ее заменили на пластмассу. Изменились и механизмы передних ремней безопасности, новыми катушками из пластика и застежками.

Начиная с 1986-го года часть автомобилей стали ставить обычные ЗМЗ-402 от ГАЗ-24-10. Хотя отдельные модификации уже были, но с этого-же года более не менее серийной стал автомобиль ГАЗ-31013 с двигателем ЗМЗ-505 от ГАЗ-13 Чайка, гидроусилителем руля с внешним гидроцилиндром. Существовала небольшая серия ГАЗ-31012 с аналогичным силовым агрегатом, но от ГАЗ-14 (2 карбюратора и задний мост 3.17).

Последним дополнением стала бесконтактная транзисторная система зажигания с 1987 года.

Второй поток (1992-1997)

К началу 1990-х, спрос на ГАЗ-3102 резко упал. Ввозимые иномарки окончательно лишили ее престижа а, находящемуся в кризисе руководству страны уже было не до закупок новых автомобилей. К этому времени на самом ГАЗе возник кризис, т.к. проектируемая замена ГАЗ-3105 оказалась слишком дорогая, а штамповки ГАЗ-24 полностью вышли из строя. Поэтому было решено воспользоваться резервными штамповками ГАЗ-3102 для массового автомобиля, получивший названия ГАЗ-31029. Одновременно в связи со снятием каких-либо ограничений, ГАЗ-3102 сделали доступным для продажи в частные руки, и выяснилось, что автомобиль имеет вполне высокий спрос. Хотя ГАЗ-31029 войдет в историю как Волга на которой ГАЗ разогнал свой конвейер до предела, ценой такого шага было резкое падение качества сборки. Альтернативой и стала ГАЗ-3102, мощность ПАМСа теперь рассчитывал на выпуск порядка 10 тысяч машин в год.

Выход на такой рубеж и снизить себестоимость требовал дальнейшего упрощения комплектации. В 1992-м году ГАЗ выпустил "новую" ГАЗ-3102. Внешне модели после 92-го года легко отличаются расположением люка бензобака. У ранних 3102 люк располагался на поясной линии, сразу за стойкой. Для экономии средств, на ГАЗ-31029 было решено сохранить расположения бака ГАЗ-24, и люк вернулся на середину заднего крыла, а полость заливной горловины лишилась дренажа. Соответственно запасное колесо вернулось в багажник.

Среди декоративных элементов, упомянутая хромированная цельная накладка на задней стойки заменена черную пластмассовую, со вставленной металлизированной эмблемой. Также серийно прекратили делать опайку крышных швов. Изменился и орнамент «Волга» на крышке багажника, вместо хромированного и окрашенного вокруг букв надписи из сплава ЦАМ-4, шильдик стал металлизированный поверх букв и канта силумин. Пропал и хромированный молдинг порога.

Если наружные изменения были почти все упрощением, то внутри было несколько новшеств, главным образом измененная комбинация приборов, новый выключатель аварийной сигнализации, грушеобразная рукоятка рычага переключения передач и новая форма педалей. Появились новые боковые зеркала заднего вида, с возможностью регулирования изнутри (ранее зеркала крепились на дверях на всех Волгах, для ГАЗ-3102 часть серии выполнялась из хрома, для остальных и ГАЗ-24-10 - черные.) Пропали и металлические вставки на рукоятках дефлекторов вентиляции.

Но главным изменением стал отказ от мотора ЗМЗ-4022 с форкамерно-факельным зажиганием (последняя Волга с таким мотором собрана в 1996г.), его место занял обычный ЗМЗ-402. При этом изменился датчик аварийного давления тормозной жидкости. Сигнализатор старого типа был основан на принципе разницы давления между тормозными контурами. Вместо него в крышке бачка главного тормозного цилиндра появился датчик поплавочного типа. Изменилось также крепление радиатора.

В 1994-м году на ГАЗ-3102 стали устанавливать мотор ЗМЗ-406 с механическим впрыском топлива. Для высвобождения места под его воздушный фильтр, объединены бачки стекло- и фароомывателей.

Третий поток (1997-2003)

Кризисная ситуация постигшая ГАЗ в начале 1990-х, после запуска ГАЗели постепенно прекратилась, и автозавод снова приступил к обновлению модельного ряда. Основным вектором стал новый проект ГАЗ-3103 позже превратившись в ГАЗ-3111. Но как мера уже не временная (которая первоначально предназначалась для ГАЗ-24-10/ГАЗ-31029), было решено провести еще одну полноценную модернизацию ГАЗ-24, с новыми кузовными панелями и салоном. Так в 1997-м году появилась ГАЗ-3110. А осваивание и обкатку новых узлов как никогда подошла мелкосерийная ГАЗ-3102 до их внедрения на конвейер. При этом если начиная с ГАЗ-24-10, ГАЗ-31029 и теперь ГАЗ-3110, образ Волги превратился из номенклатурного автомобиля в недорогую машину большего размера, ГАЗ-3102 сохранил часть ауры классической «Волги». Ее по-прежнему закупали различные организации и даже именитые чиновники и депутаты. Особенная заслуга в этом принадлежит Борису Немцову возглавляющему Нижегородскую область, который в 1997-м году став 1-м замом правительства объявил такой популистский ход. Поэтому если ГАЗ-3110 представлял собой целый ряд внешних изменений, ГАЗ-3102 полностью сохранил свой облик.

  • Двигатель Серийным стал ЗМЗ-406, с инжекторной системой питания. В отличии от ЗМЗ-402, и особенно ЗМЗ-4022, значительно уменьшился объем технического обслуживания. Максимальный крутящий момент составлял 188 кгс при 4000 об/мин. Благодаря этому существенно улучшилась динамика (разгон составлял 13,5 сек до 100 км/ч а максимальная скорость 173 км/ч). Также улучшилась топливная экономичность (на 10-20%). Мощность двигателя был равен 130 л.с. при объеме в 2285 см³.
  • Улучшена системы охлаждения, которая теперь регулировалась электронасосом через ЭБУ автомобиля. У машины с ЗМЗ-402 к штатным (с принудительным приводом) добавилиэлектрический вентилятор перед основным радиатором. Машины с ЗМЗ-406 имели только один электровентилятор за основным радиатором.
  • Пятиступенчатая коробка передач шла в паре с ЗМЗ-406. Часть машин все еще укомплектовались ЗМЗ-402 в паре с 4-ст коробкой передач.
  • Часть машин имела новый составной кардан с промежуточной опорой .
  • В силовую проводку (сразу после аккумулятора) добавлены предохранители на 30 и 60А взамен контактора.
  • Новый салон от ГАЗ-3110 имел многие особенности пассивной безопасности, например между рулевым механизмом и колонкой предыдущая муфта заменена карданным шарниром, а элемент гашения удара (сильфон) теперь встроен в ступицу руля. Сам руль задел под надувную подушку.
  • С ним же штатным стал интегрированный гидроусилитель руля.
  • В системе выпуска отработанных газов появился дополнительный резонатор.
  • Как опция, шел электрокорректор фар и обогрев форсунок стеклоомывателя.


передние вентилируемые дисковые тормоза типа «Лукас», 15-дюймовые колёса и новые колпаки, панель приборов и сиденья типа 3110 и другое оснащение салона.



Основным двигателем на 3102 стал 2,3-литровый ЗМЗ-4062.10 с четырьмя клапанами на цилиндр и распределённым впрыском топлива, но на автомобиль устанавливали и более простые карбюраторные 2,5-литровые моторы ЗМЗ-402.10 (бензин АИ-92) и ЗМЗ-4021.10 (АИ-80), а на заказную версию 3102-500 — мелкосерийный двигатель ЗМЗ-4064.10 мощностью 200 л.с. С 2004 г. часть автомобилей оснащалась двигателями «Крайслер 2.4 DOHC».

Различные тюнинговые фирмы с начала 90-х на заказ устанавливают на 3102 разнообразные аксессуары: новые наружные пластиковые элементы отделки, электростеклоподъёмники, электроприводы зеркал, кондиционер и т. д., изготовляют удлинённую версию («стретч») ГАЗ-31024, монтируют импортные бензиновые двигатели «Тойота» и «Ровер», комплектуемые также АКПП.

Кроме того, 3102 служит для создания автомобилей со скрытым бронированием, например, Рида-2999.

С 2003 на серийном 3102 появилась бесшкворневая передняя подвеска и стабилизатор поперечной устойчивости в задней подвеске, новые (чешские) ручки дверей.

В 2005 седан 3102 получил новый салон от массовой модели ГАЗ-31105, в свою очередь обновлённый в июле 2007 с помощью немецких специалистов.

С 2008 года на ГАЗ-3102 устанавливаются двигатели серии ЗМЗ-405 рабочим объёмом 2,5 литра, отвечающие экологическим нормам Евро-3.

В ноябре 2009 года ГАЗ-3102, как и вся заднеприводная линейка автомобилей «Волга», был снят с серийного производства по причине финансового кризиса, морального устаревания и падения спроса, однако остаётся возможность заказать её в индивидуальном порядке.


Технические показатели





Длина, мм4960
Ширина, мм1820
Высота, мм1422
База, мм3250
Колея передних колес, мм1510
Колея задних колес1423
Число мест5
Дорожный просвет, мм156
Масса в снаряженном состоянии, кг1450
Полная масса, кг1840
Радиус поворота по колее, м7,3
Колесная формула / ведущие колеса4x2 / задние


Тип кузова / количество дверейседан/4
Тип двигателякарбюраторный
Рабочий объём двигателя, л2,445
Степень сжатия8,2:1
Количество цилиндров4
Максимальная мощность, л.с.100
Максимальный крутящий момент, Н*м182
Максимальная скорость, км/ч178
Расход топлива при 90 км/час, л/100 км7,8
Расход топлива при 120 км/час, л/100 км10
Расход топлива в городе, л/100 км13,5
ТопливоАИ-92
Трансмиссиямеханическая
Число передач5
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с11,2
Рулевое управлениеглобоидальный червяк, гидроуселитель
Шины195/65R15
Емкость топливного бака, л70

Модификации

  • ГАЗ-310207 (для стран с тропическим (сухим и влажным) климатом)
  • ГАЗ-3102Л (удлиненный вариант) - 1987 год
  • ГАЗ-31021 - вариант для такси. Заявлялся автомобиль как «олимпийское такси» к олимпиаде 80. Известно о 2 машинах. Испытывались они в Москве, однако дальше намерений дело не пошло.
  • ГАЗ-31011 - имели восьмицилиндровые двигатели с обычной системой зажигания. Внешне стандартные машины для спецслужб и эскортов. Оснащался форсированным мотором ЗМЗ-53. Имели гидромеханическую автоматическую трансмиссию «Чайки» и гидроусилитель руля.
  • ГАЗ-31012 - имели восьмицилиндровые двигатели с обычной системой зажигания. Внешне стандартные машины для спецслужб и эскортов. Оснащался двигателем объемом 5,53 л и мощностью 195 л. с, заимствованным у ГАЗ-13 и доработанным для «догонялки» на базе ГАЗ-24. Имели гидромеханическую автоматическую трансмиссию «Чайки» и гидроусилитель руля.
  • ГАЗ-31013 - с двигателем от ГАЗ-14 имела салон с улучшенной отделкой, поскольку предназначалась для чиновников, «не доросших» до новой «Чайки» совсем чуть- чуть. Имели гидромеханическую автоматическую трансмиссию «Чайки» и гидроусилитель руля.
  • ГАЗ-31014 - 1985 год
  • ГАЗ-31015 (устанавливался 2,67-литровый двигатель Mercedes-Benz) - 1989 год
  • ГАЗ-31016 (устанавливался 3,4-литровый двигатель от ГАЗ-3105)
  • ГАЗ-31017 ( с наддувным двигателем ЗМЗ-4064)
  • ГАЗ-3106М (ходовой макет полноприводного автомобиля с кузовом 3102) - 1986 год
  • ГАЗ-31022 универсал. По всей видимости выпускался штучно, по специальным заказам. Существующие ныне экземпляры являются следствием использования кузовных панелей ГАЗ-3102 на обычной ГАЗ-2402 или ГАЗ-2412. 

Наверх