Содержание |
Описание
Модель разрабатывалась как замена «копейке» — ВАЗ 2101,
начала выпускаться в
1980 году, относится к «второму поколению» заднеприводных
автомобилей ВАЗа.
ВАЗ—2105 появился в результате серьезной модернизации ранее
выпускаемых
моделей. На базе модели 2105 позже были разработаны седан
ВАЗ-2107 и универсал
ВАЗ-2104.
ВАЗ-2105 - это базовая модель глубоко модернизированного
семейства, в которую
входят универсал 2104 и "люксовый" седан 2107.
Модель ВАЗ-2105 по своему дизайну почти соответствовала
европейской моде
начала 1980-х. Это позволило продавать модель в ряде
европейских стран еще
многие годы. Хотя в Европе такие заднеприводные
четырехдверные пятиместные
седаны уже в 70-х годах стали сдавать позиции
переднеприводным моделям. С
момента своего появления (а сейчас тем более) этот
классический седан для многих
автовладельцев так и не стал престижным и соответственно не
стал самой массовой
продукцией АвтоВАЗа. Это не помешало ему до появления
переднеприводных
ВАЗов считаться самой прогрессивной конструкцией.
Автомобили семейства отличаются угловатыми очертаниями
крыльев,
прямоугольными фарами, более функциональными бамперами. В
салоне
модернизированная панель приборов, в которой появился
вольтметр. Система
вентиляции отличается от предшествующих наличием
прямоугольных дефлекторов.
Заднее стекло с электрообогревом - стандартная комплектация.
Блок
предохранителей и реле вынесен в моторный отсек.
Комплектуется 4-х и 5-ти
ступенчатыми коробками передач. Кроме того, водительское
сиденье машин этого
семейства сдвинуто назад на 20 мм, что позволяет более
удобно размещаться за рулем
рослым водителям.
Базовая машина оснащена двигателем 1300 кубических
сантиметров с ременным
приводом газораспределительного механизма. Модификация 21051
оснащена
двигателем 1,2 литра, а 21053 - двигателем 1,5 литра.
Салон претерпел значительные изменения: новая панель
приборов, новые сиденья и
обшивка дверей. Салон не очень большой - под стать всем
"Жигулям", но новые
материалы, подголовники передних кресел и приемлемое рабочее
место водителя
(водительское сиденье сдвинуто назад, что позволяет более
удобно размещаться за
рулем рослым водителям) производят лучшее впечатление, чем у
предшественника -
ВАЗ-2101. Однако, как и прежде, втроем на заднем сиденье все
же тесновато. В
некоторых втомобилях последних выпусков изменена
электропроводка в связи с
комплектацией панелью приборов от модели ВАЗ-2107.
С начала производства ВАЗ 2105 оснащали карбюраторными
двигателями рабочим
объемом 1,3-литра мощностью 64 л.с. (с ременным приводом
распредвала), эти
втомобили также комплектовали и 69-сильными (по старому
ГОСТу) двигателями
ВАЗ-21011, которые до 1986 года снабжали масляными фильтрами
типа 2101.
Впоследствии их заменили компактными типа 2105. Двигатели
постоянно
модернизировали. Позже была освоена модификация ВАЗ-21053 с
двигателем
ВАЗ-2103 мощностью 72 л.с. (по новому ГОСТу). Долгое время
производили
модификацию ВАЗ-21051 с 1,2-литровым двигателем ВАЗ-2101
мощностью 64 л.с.
(по старому ГОСТу).
С 1982 по 1984 год вместе с коромыслами клапанов из стали
40Х распределительные
валы для повышения износостойкости азотировали вместо
закалки ТВЧ, что
обеспечивало повышенную коррозионную стойкость,
износостойкость и высокое
сопротивление знакопеременным нагрузкам. С 1985 года
устанавливали
распределительные валы с отбеливанием кулачков. У этих валов
есть шестигранный
поясок между третьим и четвертым кулачками. С того же года
на моделях
монтировали 45-литровые топливные баки под бензин АИ-93 без
сливных пробок
вместо 39-литровых бензобаков со сливными пробками.
Карбюраторы типа 2105 с экономайзером принудительного
холостого хода (ЭПХХ),
который позволяет при торможении двигателем снижать уровень
выбросов окиси
углерода (пресловутый СО) и снижает расход топлива,
монтировали на двигатели до
1985 года. Затем начали установку более простых по
конструкции карбюраторов типа
21051, которые до 1987 года оснащали эконостатом. С 1986
года взамен стартера
СТ-221 устанавливают стартер типа 35.3708 и дополнительное
реле зажигания.
Менялась и система охлаждения. Так, с 1988 года на
"пятерках" (неформальное имя
ВАЗ-2105 и модификаций в шоферской среде) устанавливали
радиаторы с
алюминиевыми сердцевинами, изготовленными из двух рядов
горизонтальных
алюминиевых трубок круглого сечения и охлаждающих пластин.
На седанах, помимо
четырехступенчатых коробок передач, с 1985 года монтировали
спроектированные
на их основе унифицированные пятиступенчатые типа ВАЗ-2112,
а позже - типа
ВАЗ-21074. Со свертыванием на АвтоВАЗе производства
маломощных 1,2-и 1,3-
литровых моделей двигателей в производстве осталась только
самая мощная 1,5 л
модификация ВАЗ-21053, комплектации которой могут
значительно отличаться
отделкой салона (от кожзаменителя до велюра) и др. Кроме
этого следует заметить,
что мелкими сериями по специальным заказам ГИБДД, МВД, ФСБ и
других
спецслужб выпускаются втомобили ВАЗ 21054, которые
дополнительно
комплектуются вторым бензобаком и вторым аккумулятором.
ВАЗ-21057(Lada Riva) - модель аналогичная ВАЗ 21053, но с
правосторонним
расположением рулевой колонки. Соответственно изменено
расположение педалей
управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм
движения
дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что
обусловлено
'зеркальным' механизмом привода дворников. Эта экспортная
модификация с правым
рулем и 1,5 л. двигателем выпускалась в 1992-1997 для
Великобритании.
С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей,
для модели ВАЗ
2105 появились два вида исполнения: "стандарт" и
"норма".
В целом, заднеприводные "Жигули" второго поколения
все еще пользуются
устойчивым спросом среди неизбалованной отечественной
публики, которая за
дешевизну и доступность запчастей готова простить многие
огрехи сборки и
некачественные комплектующие. Управляемость
"классики" на скользких зимних
дорогах также давно ниже мировых
требований.
Технические показатели
Двигатель | 1.5 л, 8кл (Евро-2) |
---|---|
Длина, мм | 4130 |
Ширина, мм | 1620 |
Высота, мм | 1446 |
База, мм | 2424 |
Колея передних колес, мм | 1365 |
Колея задних колес | 1321 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Объем багажного отделения, дм3 | 385 |
Масса в снаряженном состоянии, кг | 1060 |
Полная масса автомобиля, кг | 1460 |
Допустимая полная масса буксируемого прицепа с тормозами, кг | 600 |
Допустимая полная масса буксируемого прицепа без тормозов, кг | 300 |
Колесная формула / ведущие колеса | 4x2 / задние |
Компоновочная схема автомобиля | классическая |
Тип кузова / количество дверей | седан/4 |
Тип двигателя | 4-цилиндровый, рядный |
Рабочий объём двигателя, см3 | 1451 |
Система питания | распределенный впрыск |
Количество и расположение цилиндров | 4, рядное |
Максимальная мощность, кВт / об. мин. | 52,5 / 5000 |
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин | 112 / 4000 |
Максимальная скорость, км/ч | 152 |
Расход топлива при скорости 90 км/ч, л/100 км | 6,9 |
Расход топлива при скорости 120 км/ч, л/100 км | 9,5 |
Расход топлива смешанный (ГОСТ Р 41.101), л/100 км | 9,2 |
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с | 17 |
Топливо | АИ-92 |
Коробка передач | механическая |
Число передач | 5 |
Передаточное число главной пары | 3,9 |
Рулевое управление | глобоидальный червяк |
Шины | 165/70 R13, 175/70 R13 |
Емкость топливного бака, л | 39 |
Модификации
- LADA-2105 — с карб. двигателем ВАЗ-2105 (1,29 л, 63,6 л.с., 92 Н·м) и 4-ст. КПП;
- LADA-21050 — с двигателем ВАЗ-2105 и 5-ст. КПП;
- LADA-21051 — с карб. двигателем ВАЗ-2101 (1,2 л, 58,7 л.с., 85 Н·м) и 4-ст. КПП;
- LADA-21053 — с карб. двигателем ВАЗ-2103 (1,45 л, 71,4 л.с., 104 Н·м) и 4-ст. КПП;
- LADA-21053-20 — с двигателем ВАЗ-2104 (распределенный впрыск, 1,45 л, 71,4 л.с., 110 Н·м, Евро-2) и 5-ст. КПП;
- LADA-21054 — мелкосерийная спецмодификация для ГИБДД, МВД и ФСБ с карб. двигателем ВАЗ-2106 (1,57 л, 80 л.с., 122,5 Н·м), оснащавшаяся дополнительными бензобаком и аккумулятором.
- LADA-21054-30 — с двигателем ВАЗ-21067 (распределённый впрыск, 1,57 л, 72 л.с., 116 Н·м, Евро-3) и 5-ст. КПП;
- LADA-21055 — мелкосерийная модификация для такси с дизелем ВАЗ (БТМ)-341 производства Барнаултрансмаш (1,52 л, 50,3 л.с., 92 Н·м);
- LADA-21057 (LADA Riva) — экспортный вариант ВАЗ-21053 с правосторонним рулём и двигателем с моновпрыском (Евро-1), выпускался в 1992—1997 годах для рынков Великобритании и стран с левосторонним движением;
- LADA-21058 (LADA Riva) — экспортный вариант ВАЗ-21050 с правосторонним рулём, выпускался в 1982—1994 годах для рынков Великобритании и стран с левосторонним движением;
- LADA-21059 — мелкосерийная спецмодификация для ГАИ, МВД и КГБ с роторно-поршневым двигателем Ванкеля ВАЗ-4132 (1,3 л, 140 л.с., 186 Н·м);
- ВИС-2345 — пикап полурамной конструкции на базе ВАЗ-21053 и 21054, производился фирмой ОАО ВАЗИНТЕРСЕРВИС с 1995 по 2006 год;
- LADA 2105 VFTS (LADA-VFTS) — спортивный автомобиль, строившийся на мощностях Вильнюсской фабрики транспортных средств, под руководством легендарного советского раллиста Стасиса Брундзы. Омологирована по международной группе B классификации FISA. Оснащалась форсированным двигателем ВАЗ 2106, с применением карбюраторов WEBER 45 DCOE (1,6 л, 160 л.с. (при 7000 об/мин), 164,8 Н·м (при 5500 об/мин)) и прямозубыми 4-х и 5-ти ступенчатыми КПП, с кулачковыми муфтами включения; с 1986 года в целях снижения массы, автомобиль оснащался дверями, изготовленными из алюминия.
- LADA 2105 VIHUR — раллийный автомобиль, выпускавшийся производственным объединением по выпуску спортивной техники "Вихур" ЦК ДОСААФ СССР в г. Таллине. Омологированна по группе А-2/1 союзной классификации ( т.н. "полуторная группа"). В соответствии требованиям группы А-2/1, двигатели оставались серийными, практически без изменений.